ПАМЯТКА
«Как написать сжатое изложение?»
Приёмы сжатия текста
Сжатие текста - компрессия
1. Исключение:
• исключение
повторов;
• исключение
одного или нескольких из синонимов;
• исключение
уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение
фрагмента предложения;
• исключение
одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена
однородных членов обобщающим наименованием;
• замена
предложения или его части определительным или отрицательным
местоимением с
обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких
предложений в одно;
• замена
предложения или его части указательным местоимением;
• замена
сложноподчинённого предложения простым;
• замена
фрагмента предложения синонимичным выражением.
ИЛИ
1. Объединение, слияние «Мастерская
Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по
обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и
отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» =
«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь
горячо любили искусство и работу».
2. Замена «На лугу росли неприхотливые
ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».
3. Удаление, исключение «Можно привести
множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что
находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не
каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...» = «Можно
привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например,
подоконник - то, что находится под окном». Различные способы сокращения
информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько
практически овладеть этими приемами.
Способы
сжатия текста:
ü Выделите опорные слова в предложении.
ü Трансформируйте сложное предложение в
простое, сохраняя его суть.
ü Составьте к абзацу прочитанного текста
опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
ü Изложите сжато содержание предложения,
абзаца, текста.
ü Прочитайте предложения, в которых
подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните
их смысл.
ü Подчеркните в тексте слова, которые
могут быть опущены без ущерба для содержания.
ü Выделите в тексте смысловые части. В
каждой части определите основную мысль. Озаглавьте
каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.
ü Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее
существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.
Источники:
http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme/Szhatie_teksta.ppt - Приёмы сжатия текста Перова И.Н.
http://oster.volsk-sh-3.edusite.ru/p6aa1.html - Готовимся к ГИА – Остер Н.Р.
Комментариев нет:
Отправить комментарий