Клише
Анализ стихотворения
Определение вида лирики (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
Тема - вопрос, которого касается автор. Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
Идейный уровень(идея, эмоция) Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей, кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов (существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
Художественно-выразительные средства. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния (глаголы-проблемы). Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
Пространство, время. Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения-
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Подготовка к сочинению
Вступительная и заключительная части сочинения.
Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы.
В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления:
• историческое (эпоха);
• аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
• биографическое (факты из биографии писателя);
• сравнительное (о литературных традициях);
• живописное (с описанием картины);
• лирическое (личное восприятие темы);
• обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .
Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли.
• желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть;
• это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие;
• оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной;
• удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение.
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."
Характеристика художественного образа или персонажа
Примерный план
I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определённого социального типа
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешность.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей:
А) характер деятельности и основные жизненные устремления;
Б) влияние на окружающих.
4. Область чувств:
А) отношения к окружающим;
Б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
А) с помощью портрета;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) предысторией или биографией;
Д) через цепь поступков;
Е) в речи;
Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
Анализ эпизода художественного произведения
Примерный план
Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
1. Определение темы эпизода.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
Средства создания комического
Художественные приёмы, используемые автором для раскрытия характеров:
1. Двуплановость.
2. Гиперболизация.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.
Клише
Анализ стихотворения
Определение вида лирики (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
Тема - вопрос, которого касается автор. Автор «…» развивает традиционную тему… Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
Идейный уровень(идея, эмоция) Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей, кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что…
Характеристика образов (существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
Художественно-выразительные средства. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния (глаголы-проблемы). Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
Пространство, время. Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения-
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…Подготовка к сочинению
• историческое (эпоха);
• аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
• биографическое (факты из биографии писателя);
• сравнительное (о литературных традициях);
• живописное (с описанием картины);
• лирическое (личное восприятие темы);
• обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .
Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли.
• желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть;
• это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие;
• оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной;
• удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение.
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
А) с помощью портрета;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) предысторией или биографией;
Д) через цепь поступков;
Е) в речи;
Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
Примерный план
Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).
Средства создания комического
1. Двуплановость.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий