Работы учеников


Исследовательская работа учащейся 8 "б" класса МКОУ "СОШ № 1 р.п.Дергачи" Кенжебаевой Снежаны: "Проблема «отцов и детей» в творчестве Александра Сергеевича Пушкина" ( на примере произведений А.С. Пушкина «Станционный смотритель», «Капитанская дочка») 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П.ДЕРГАЧИ»





              Филология(русский язык, литература)

 

Исследовательская работа

 Проблема «отцов и детей» в творчестве Александра Сергеевича Пушкина ( на примере произведений А.С. Пушкина «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»)

                                                                                 Работу выполнила:

Кенжебаева Снежана,
               ученица 8 «Б» класса
               Руководитель:
                                                                                   учитель русского языка и
  литературы, вторая        квалификационная категория
               Исказиева Жания Нургалиевна




                                                             Р.п.Дергачи
                                                                 2013 г.



Содержание.



I.                       Введение.
II.                     Глава 1.  Нравственный смысл притчи о блудном сыне.
III.             Глава 2. Мотив «блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
IV.            Глава 3. Проблема «отцов и детей » в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» .
V.                     Глава 4. Отношения родителей и детей в исламской культуре.
VI.            Заключение.
VII.         Список использованной литературы.


       Введение.
Какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто? Далеко не каждый может сразу ответить на эти вопросы.
         Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род. Но часто отношения детей и родителей складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предполагают старшие. Отсюда нередко споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правыми оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок.
Проблема отцов и детей - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей» живёт и сейчас, приобретая несколько другое направление.
         Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей» является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в произведениях  А. С. Пушкина «Станционный смотритель» , «Капитанская дочка».
Следует заметить, что в своих произведениях великий русский писатель обращается к христианской морали. Ведь история о блудном сыне предстаёт у А.С.Пушкина в другой интерпретации.
Именно эти факты и обосновывают выбор темы данного научного проекта, его актуальность и значение для изучения названных произведений в частности и для рассмотрения данной темы в контексте классической литературы в целом. Данное исследование вносит определенный вклад в осмысление глубины творчества вышеназванных писателей, а также затрагивает нравственные аспекты проблемы, ставшей особенно острой в двадцать первом веке- веке равнодушия и неблагодарности даже к собственным родителям.
      Целью  работы является исследование особенностей раскрытия проблемы отцов и детей в повестях А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Капитанская дочка» .
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд конкретных задач:
1.Проанализировать притчу о блудном сыне.
2.Рассмотреть мотив «блудного сына» в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» .
3.Выяснить, как тема «отцов и детей » отражена в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
4.Сопоставить особенности изображения темы отцов и детей в двух произведениях.
5.Выяснить, каковы взаимоотношения родителей и детей в исламе.
6.Изучить монографические работы и статьи в периодике по вышеназванной теме.
В ходе исследования применялись различные методы:
·        Метод сравнительно-сопоставительного анализа;
·        Метод пообразного анализа;
·        Метод  аналитического чтения.

Структура работы соответствует содержанию решаемых исследовательских  задач и строится в виде логической последовательности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.  Нравственный смысл притчи о блудном сыне.                   

                                             Чти отца своего и матерь свою,
Да благо ти будешь, и долголетен будешь ти на земле
5-я заповедь Божия

Тема сбившегося с пути и покаявшегося человека актуальна в любое время и для любого возраста. И, конечно же, она затронута в главной христианской книге – Библии, а именно в притче о блудном сыне.
    Притчи – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит.
Главный герой притчи - молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках. Младший сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каж­дого. «Почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою долю на­следства. 
       Почему же  отец не удержи­вал его? Видимо, он понимает, что запрет мо­жет привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из-под палки». В этом проявля­ются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого.
Жизнь на чужбине, в которой не осталось места отцовым  заповедям, приводит к нищете, деградации  главного героя.  Он осознаёт свой грех, раскаивается в нем, понимает, что «не может называться сыном» своего отца, и решает вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не тре­буя больше ни отцовской любви, ни благ, ибо считает себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед род­ными ведут его домой. Отец с радостью принял его в свои объ­ятия и даже устроил пир в честь его возвра­щения. И опять отец оказался мудр: ни слова уп­река, ни нравоучений. Он понимает, что сыну и без того тяжко и стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром и ничего уже к этому добавлять не нужно.
     Притча о блудном сыне  несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить про­щение. В евангельской притче блудный сын воплощает в себе образы грешника и греха, его возвращение ассоциируется с покаяни­ем, а отец олицетворяет собой всепрощаю­щего Бога. Образы этой притчи содержат распространенное в Библии уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына. Мы видим, как обычный жи­тейский сюжет наполнился глубоким нрав­ственным и философским смыслом.

Глава 2. Мотив «блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

     Интерпретацию притчи о блудном сыне мы находим  в русской литературе. 
Сюжет о дочерней неблагодарности  лежит в основе повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».  В произведении автор задает вопросы:
 Почему рвутся связи между людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? Почему мир так жесток? И почему человек так несчастен?.. На эти вопросы ответить должен сам читатель.
      Главный герой произведения -  обыкновенный, ничем не примечательный мелкий чиновник, «маленький человек».
Самсон Вырин описывается А.С.Пушкиным как добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти красавицы жены он не женится вторично, не приводит в дом мачеху, а живет вдвоем с дочерью, которая становится смыслом его жизни.
 «Дом» этого простого и доверчивого человека – это и место его службы.
      В начале повести мы видим «смиренную, но опрятную обитель». На стенах картинки, изображающие историю блудного сына, которые сопровождаются «приличными немецкими стихами». На первой - «беспокойный юноша» спешит принять благословение и деньги от «почтенного старика в колпаке и шлафроке»; на второй гравюре юноша «сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами», на третьей – герой, потеряв друзей и деньги, пасёт свиней. Он раскаивается в содеянном. На последней картинке изображено возвращение блудного сына в отчий дом.
      Прямодушный и бесхитростный, Вырин не замечает кокетства дочери с проезжающими, не видит притворства постояльца, задумавшего увезти Дуню. После бегства Дуни с ротмистром Минским станционный смотритель не находит себе места, думая о дочери. Его преследуют ужасные мысли о «молоденьких дурах», которые «сегодня в атласе да бархате», а завтра метут улицы «вместе с голью кабацкою». Безусловно, эти опасения имели основания. Вырин прилагает все усилия, чтобы спасти свою «заблудшую овечку». Ничем хорошим не закончилась попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. Вырин отчаялся, мысли о возможном несчастье дочери губили в нем желание жить. Он спился, так и не узнав, как сложилась судьба Дуни.
Пушкинский повествователь не осуждает и не обвиняет «бедного смотрителя».  Главный герой повести, как отец из евангельской притчи, мудро смиряется перед жизнью. Но, даже спившись, Самсон Вырин переживает за судьбу своей беглянки.
Дуня так и не смогла попросить прощения у своего отца.
Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит ее вины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть, чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает в живых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. «Она легла здесь и лежала долго». Она вернулась, но простить ее за отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее – некому. Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, как это случилось с сыном в библейской притче.
Судьба главной героини заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми. Трагедия Самсона Вырина свидетельствует о трагичности мира вообще, потому что здесь рушится дом, устои, вера, родственные связи. А что может быть страшнее этого?..
  Таким образом,  с помощью библейских образов и мотивов А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» напоминает читателям об актуальности истории о блудном сыне в любое время, об уважении к родителям, о вере, о Божьих заповедях, о любви к людям и о том, что не всегда человеку хватает времени, чтобы раскаяться и попросить прощения за свои проступки.

Глава 2. Проблема «отцов и детей » в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» .
   Произведение Пушкина "Капитанская дочка" уже самим названием обращает нас к теме отцов и детей, а первое слово этой повести – слово отец.
 Два семейных гнезда изображены в «Капитанской дочке». Гриневы – это семья, где берегут честь рода, где решения прямого и честного отца не обсуждаются. Мироновы (фамилия ассоциируется со словом «мир») – «един дух и плоть», жизни их заканчиваются почти одновременно.
    «Простые, теплые, «домашние отношения, связывающие жителей Белогорской крепости, кроме Швабрина, служат в «Капитанской дочке своего рода моделью того патриархального семейственного общежития, основанного на христианской этике милосердия, которое отличало Россию XVIII века от России современной», - пишет литературовед А. Долинин.
Самые важные жизненные уроки молодой человек Петр Гринев получил от своего отца — Андрея Петровича Гринёва. В системе нравственных ценностей, отражённых в повести, на первом месте стоит честь. « По отцу и сыну честь”. Русская пословица отражает смысл повести А.С.Пушкина. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра Андреевича Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её в новом, XIX веке.
Представителям каждого поколения Гринёвых приходилось защищать честь, потому что в семье существовала традиция не прогибаться под властью порока. Петр Гринев следует наказу своего отца. В каждой трудной жизненной ситуации герой не теряет чувства собственного достоинства, с честью решает свои проблемы.
   Родители Маши Мироновой – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – люди простые, добрые, они верны своему дому и друг другу.
      Такой же была воспитана и Маша. Пушкин относится к ней с большой симпатией, потому облик ее поэтичен, грациозен и лиричен. Маша скромна и застенчива. Она стесняется, что за ней не дают приданого.
       Маша и Петр Гринев полюбили друг друга. Чувство Маши к Петру сильно и глубоко. Но в своей любви она более рассудительна. Маша разумно отказала Петру после получения письма от его отца, который противился браку сына с капитанской дочкой. Героиня была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Кроме того, она знала, что отец, человек крутого нрава, не простит сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинить боль любимому человеку, мешать его счастью. Она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Особенно эта твердость проявилась в главе «Сирота», когда даже грозящая смерть от рук Швабрина не изменила, а только усилила любовь Маши к Петру. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят», - такие слова бросает эта «тихая» девушка.
       Маша – человек сильной воли. На ее долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала. Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в добро, честность и  благородство. Все эти качества воплощены в образе простой девушки – дочери капитана Миронова.
      Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство.
       Для верующего человека нет слов, мудрее слов Маши Мироновой: "Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно".Послушание – удел Маши. По Пушкину, в послушании и верности человек обретает благо, иначе кажется необязательным ключевой эпизод "Капитанской дочки" - отъезд к родителям Гринева, несмотря на то, что "известное неблагорасположение отца моего ее пугало". Но Гринев теперь уверен в отце: тот "почтет за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина", он это знает наверняка, как сказано в Евангелии: "Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф., 11,27).
      Таким образом, семьи Гриневых и Мироновых схожи. В этих семьях царит атмосфера добра, простоты, искренности. Для родителей Петруши и Маши важны такие понятия, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, чувство долга и собственного достоинства, милосердие. Капитан Миронов уходит из жизни, честно исполнив долг офицера и долг отца.
  Глава 3. Отношения родителей и детей в исламе.

Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Знания и воспитание все дети получают в семье. Но все семьи разные. Не будем забывать, что у каждой семьи свои религиозные взгляды , безусловно, влияющие на воспитание детей. Возьмем, к примеру, семьи ислама. Мусульмане серьёзно подходят к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи - это любовь родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. В священном Коране неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: к  родителям благодеяния, и к родичам, и к сиротам, и к беднякам (Сура Корова, аят 77).
Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. Дети в исламе всю свою жизнь чувствуют заботу своих родителей, ибо только в семье, в родительском доме они получают сочувствие, поддержку, любовь и теплоту родных сердец.
     Серьезное внимание в исламе отводится вопросам отношения детей к своим родителям. Это отношение основывается на почитании, уважении, признательности к своим родителям. Хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из достоинств человека. В Коране отводится высокое место родителям, где сказано, что если один из них или оба состарятся, лишатся сил, то не кричи на них, не груби, а говори им достойные слова и проявляй по отношению к ним смирение и милосердие. В Коране дается наставление мусульманам, что они должны думать о своих родителях, заботиться о них, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не оставлять одних, не ослушиваться. Особую почтительность в исламе отводится матери, в одном из хадисов сказано: Рай находится под ногами ваших матерей: Мама самый дорогой человек на земле, она всегда готова пожертвовать собой ради детей. Персидский поэт XV века А.Джами писал об этом так:
Не забывай, кто б ни был ты, что матерью рожден,
Что теплым молоком груди был в детстве напоен,
Что в час напасти и беды, терзаясь и томясь,
Она, как рыба без воды, душой к тебе рвалась...
Всю жизнь с начала до конца в дар принесла тебе,
И словно вещая звезда она в твоей судьбе.
Ты мать родную защити! Всю славу и почет
Сложи ковром на том пути, каким она пройдет.
Стань пылью домочадцев. ног ее скорей и путь ей облегчай...
Ведь ноги наших матерей идут дорогой в рай!
     Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными.
Дети должны помнить, что самое святое - это родители. Мусульманин не ограничивается проявлением доброты по отношению к своим родителям, жене, детям, но точно также относится и к своим родственникам, поддерживая с ними крепкие родственные связи. Пророк Мухаммед поведал, что Аллах сказал: Я сотворил родственные связи и я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, я отделю. Эти слова указывают на то, что те, которые стремятся сохранять родственные связи, получат награду и почет, а другие окажутся униженными и злосчастными.
Думаю, что отражением доказательности данных слов можно считать судьбы пушкинских героинь. 
Перед нами две пушкинские героини, но с разной судьбой. Стоит задуматься над вопросом, счастливы ли обе из них?  Маша Миронова, безусловно, обрела свое счастье. Она жила по Божьей заповеди и заветам своих родителей. А Дуня, нарушившая Божью заповедь, вынуждена всю жизнь страдать от этого.
                                                                                                      Заключение.

Одна из глобальных тем русской жизни – отношения «отцов и детей» в творчестве писателя – занимает одно из важных мест. Испокон веку взаимоотношения «отцов и детей» считаются одной из самых острых в человеческой истории. Поэтому данная тема всегда была и остается животрепещущей во всей мировой и отечественной литературе. В наступившем двадцать первом веке внимание к ней не ослабевает. Отсюда и актуальность исследования этой темы.
Небезразличен к проблеме «отцов и детей» и А.С. Пушкин. Уважительные, доверительные отношения между родителями и детьми показаны в «Капитанской дочке». Гринев рос свободно, «недорослем», его не обременяли учением и нравоучением. Но общая атмосфера семьи была  высоконравственной. Завет отца  сыну - «береги честь смолоду» Гринев воплотил в своей жизненной судьбе.  Семья Мироновых является идеалом взаимоотношений родителей и детей.                Непросто складываются отношения дочери и отца в «Станционном смотрителе». Дочь - единственная отрада и опора отца маленького чиновника Самсона Вырина - пускается во все тяжкие на стороне, устраивает свое счастье и забывает отца. Его жизнь без дочери – сплошная драма. Он угасает. Ему кажется, что дочь его потеряна для него безвозвратно, метет где-нибудь улицы в Петербурге. Сознание, что она несчастна, отравляет его жизнь. Бедный отец умирает, так и не встретившись больше со своей дочерью. Дочь приезжает очень поздно и плачет на могиле отца. Дочь виновата: она бросила отца, устроив свою судьбу, она  могла бы приехать раньше и помочь ему. В то же время отец хотел привязать свою дочь к дому, лишая ее права личного счастья. В этой повести Пушкин проводит мысль о взаимной ответственности «отцов» и «детей».  Неслучайно писатель обращается к библейским образам и мотивам.
Тема семьи в творчестве А.С.Пушкина занимает особое место. Великий русский писатель анализирует проблему семейных отношений , показывает на примере своих героев, как должны относиться дети к родителям.
      В своем поведении люди должны  руководствоваться нормами религиозной морали, светской этики и, конечно, не забывать о наказах своих родителей.
Считаю, что только так можно прожить достойную жизнь, без сожаления оглянуться на свое прошлое, чтобы потом держать ответ за совершенные поступки.
 Список использованной литературы.

1.     Пушкин А.С. Повести- Алма-Ата: Мектеп, 1984.-304с.
2.     Паустовский К. Собрание сочинений в восьми томах. Издательство «Художественная литература», Москва, 1968-1969.
3.     Ю. А. Сохряков. «И. А. Ильин как мыслитель и литературный критик».                     Литература в школе № 1 1996.
4.     Н. Н. Скатов. «Пушкин». – Ленинград: Детская литература, 1991, с. 176
5.     В. В. Вересаев. «Пушкин в жизни» «Правда». – Москва, 1990, с. 215
6.     В. Непомнящий. «Да ведают потомки православных». – Литература в школе. - № 2. – 1993 г.
7.     В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. - № 4. – 1989
8.     Лотман Ю. М. «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь». – Москва: Просвещение, 1988, с. 30
9.     Этимологический словарь русского языка. Под редакцией Н. М. Шанского. Издательство Московского университета, 1972, с. 163
10.     Православный календарь. – Кострома, 2004
  11.      В. В. Розанов. «Возврат к Пушкину». – Литература в школе. - № 4. – 
              1989       








































Поздравляем ученицу 7 "б" класса МКОУ "СОШ № 1 р.п.Дергачи" Жабскую Викторию, занявшую 2 место во Всероссийском творческом конкурсе "Малая Родина".


Сочинение на конкурс: «Малая Родина»  учащейся 7 «б» класса  МКОУ «СОШ № 1 р.п.Дергачи» Жабской Виктории Ивановны
        При слове «Родина» перед нашем мысленным взором часто возникает  прежде всего, именно та маленькая частичка, то место, где мы впервые увидели зелёную траву под ногами и синее небо над головой, увидели солнце и услышали соловья! Это малая родина. Для меня такой частичкой, таким местом являются мои родные Дергачи. Мне дорог этот уголок на земле, где я родилась, делала первые шаги, где впервые сказала ласковое слово «мама».
       Мой поселок Дергачи, расположенный на берегу реки Алтата, окружен со всех сторон бескрайними степями и опоясан зелёной лентой лесополос. Люблю я здесь все: и тихие вечера, когда сидишь на берегу  реки, а под ногами плещется вода, и ночное небо над головой с подмигивающими звёздочками, и рассветы, когда восток становится алым, а на траве блестят  капельки росы. Люблю я и полдень, когда идёшь в сиянье голубого дня, и ласковый ветер играет в твоих волосах, словно маленький шалунишка.
      Люблю наше лето-сухое, жаркое, редкие ливни, чистый воздух после дождя, люблю наши неоглядные поля с золотистой пшеницей. Посмотришь на них-не видать конца и края. А еще люблю весну с тюльпанами, в бутонах которых по древнему поверью скрыто счастье, весну с цветущими яблонями и вишнями от которых белым-белом по всем переулкам и улицам. И зиму с серебряным инеем на деревьях, и тихую ласковую осень, как в этом году.
     Есть в моих Дергачах и свои достопримечательности: церковь Михаила Архангела, мемориальный комплекс погибшим в Великой Отечественной войне, парк - любимое место дергачёвцев и, конечно же, пруды в округе. Это маленькие «оазисы» с зеркальной прохладной водой и шелковистой травой по берегам. Здесь упадешь ничком в траву-и чувствуешь себя утешённой, ты дочь этой земли.
     Моя малая родина-это не только природа и история, но ещё и человеческие взаимоотношения. Какие же здесь люди живут?! Это настоящие герои и труженики. Они испытали голод и нищету, войну и разруху, но не сломились ни перед чем, не очерствели душой. Здесь каждый второй говорит друг другу «здравствуйте!» Здесь справятся не только о твоем здоровье и делах, но и о самочувствии и успехах твоих близких, и порадуются, и посочувствуют. Здесь особый ритм жизни, особый микромир, особая аура, искренние чувства, неподкупное бескорыстие, особая теплота общения - и прелесть этого непередаваема.
      Поэт Сергей Есенин сказал как-то своему приятелю: «Знаешь, почему я – поэт?.. У меня родина есть! У меня Рязань!..» Я, конечно же, не поэтесса, но у меня то же есть родина. У меня – Дергачи! И поэтому я люблю Дергачи своей особой любовью, которую не могу передать словами. Это странное и почти необъяснимое чувство…






Поздравляем учащихся 7 "б" класса МКОУ "СОШ № 1 р.п.Дергачи" Жабскую Викторию и Арсланову Елену, занявших 2 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде по русскому языку.



Сочинение Жабской Виктории, учащейся 7 "б" класса. Региональный конкурс "У Волги в огне и пожарах победу ковал Сталинград"     


                  У Волги в огне и пожарах победу ковал Сталинград.
 Сталинград – это Волга. Все знают, что значит Волга для России. Она живет  в сердце каждого русского человека.
                           Стоит на Волге город-исполин,
                           Прославившийся в битве за державу.
                           Здесь насмерть воины стояли, как один,
                           И заслужили этим честь и славу.
    Сталинград долгое время был центром ожесточенных и кровопролитных боев, здесь неумолчно дни и ночи гремели взрывы бомб и  снарядов, дымились развалины зданий, плавился асфальт площадей и улиц, бушевал огонь на самой реке, покрытой нефтью, хлынувшей из разрушенных хранилищ.«Мы штурмуем Сталинград и возьмем его», - хвастливо твердил Гитлер.
        Тщетно! «Выстоять и победить!» - эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников волжской твердыни, выражала непоколебимую решимость обескровить и уничтожить ненавистного врага. Каждый из них отчетливо сознавал, что именно здесь, на берегах Волги, решался исход не только Отечественной, но и второй мировой войны. Советские воины сдержали клятву. Они увенчали Сталинградскую битву своей блистательной победой.
  Дергачевский район находился далеко от фронта, и снаряды не разрушали дома и школы, но горе приходило в каждый дом. О том времени можно узнать из книг, сохранившихся документов  и фотографий, из воспоминаний ветеранов.
   В Сталинградской битве участвовали многие наши земляки -дергачевцы. Среди защитников города сражались, погибали и побеждали бойцы из Дергачевского района: И.И.Свистунов, И.А.Хорешко, В.К.Париенко, М.А.Салихов, К.А.Мухаметжанов, Н.П.Сучков, П.Л.Филин, Н.Я.Маловецкий, Ф.И.Панибратенко, М.Е.Гречушкин, А.М.Чернышов, Н.М.Сундуков, Н.Г.Алехин, М.Приходько, И.Бобырь и многие другие.
   Я считаю, что мы должны не только гордиться подвигом своих земляков, но и свято чтить их память, не забывать, какой ценой досталась нам победа и мир на земле.  
   Школа, в которой я учусь, когда- то называлась именем Героя Советского Союза Александра Георгиевича Наконечникова. Как жаль, что сейчас это благородное имя школы в честь нашего земляка утеряно.
   Александр Георгиевич Наконечников  принял командование штурмовым полком в мае 1942 года. В дни напряжённых боёв под Сталинградом личный состав полка проявил высокое лётное мастерство, отвагу и доблесть при выполнении боевых заданий.
На новых машинах «ИЛ-2» полк под руководством А.Г.Наконечникова произвёл пятьсот четырнадцать успешных вылетов и нанёс противнику большой урон. Отличные действия полка были отмечены специальным приказом Военного Совета 66 армии, по представлению которого все лётчики были удостоены высоких правительственных наград. В марте 1943 года полку присвоено звание гвардейского и почётное наименование «Волжский».
За образцовое выполнение боевых заданий в ходе Сталинградской битвы свыше семисот тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда». Среди них и наши дергачевцы -Владимир Васильевич Звонцов и Василий Александрович Землянский.
    В тяжёлые дни со своим артполком прибыл на защиту волжской твердыни Владимир Звонцов. В районе Сталинграда батарея, в которой под вторым номером было орудие Звонцова, подбила несколько танков фашистов, помогала пехотинцам уничтожать живую силу противника. Прошёл войну Владимир от стен Сталинграда до берегов Балтийского моря и награждён орденом Отечественной войны, двумя медалями «За боевые заслуги»,медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Сталинграда».
Медаль «За оборону Сталинграда» есть и у Василия Землянского. В мае 1942 года его  призвали в армию и направили в Ульяновское танковое училище, а в августе  механик-водитель Землянский в составе   87-ой отдельной танковой бригады попадает на Сталинградский фронт. В одном из сражений артиллерийский снаряд угодил в башню «Т-34», который вёл В. Землянский. Командир танка,  заряжающий и стрелок-радист сразу погибли. Остались в живых только те, кто находился в нижнем отсеке. Одним из них был Василий. Воины с трудом добрались до санчасти, а оттуда были направлены в госпиталь города Камышина. После лечения рядовой Землянский попал в роту авиационного обслуживания недалеко от Сталинграда, которая обеспечивала постоянную готовность к взлёту и посадке бомбардировщиков авиаполка знаменитой лётчицы Марины Расковой. Расчищали взлётные полосы от снега и земли, подвешивали авиабомбы к самолётам. И так ежедневно, до полной капитуляции армии фельдмаршала Паулюса. Здесь получил Василий свою первую медаль.
  Не могу не сказать и о своем прадедушке Негодяеве Иване Федоровиче, который  был хирургом в военном госпитале под Сталинградом. Он оказывал помощь раненым бойцам. Я горжусь своим прадедом.  
   Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских войск. 
Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающего воздушную тревогу, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Для нас война – это история. Но изучая историю Великой Отечественной войны, думая о том подвиге, который был совершен народом и его вооруженными силами, мы, без сомнения  совершаем прекрасное гражданское дело.




  Сочинение Учаевой Ксении, учащейся 6 "б" класса. Региональный конкурс "У Волги в огне и пожарах победу ковал Сталинград"


         Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение.    Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года.  Неслучайно  её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.

     Среди выдающихся событий Великой Отечественной войны особое место занимает Сталинградская битва. В этом году исполняется семьдесят лет  после ее победоносного завершения. Но ее великая роль в ходе и исходе войны по-прежнему привлекает к себе всеобщее внимание. Битва на Волге по своему размаху и значению, по своему влиянию на развитие мировых событий превзошла все, что до этого знала человечество.
     Сталинград – это город, который протянулся по правому берегу могучей реки Волги на шестьдесят пять километров. Самое большое участие в Сталинградской битве принимали жители Дергачевского района, потому что наш район оказался в прифронтовой полосе. Кроме бойцов-фронтовиков значительная часть мирного населения принимала косвенное участие в этой битве: масса людей была мобилизована на трудовой фронт; по три, по шесть месяцев дергачевская молодежь шестнадцати-восемнадцати лет работала на сооружении противотанковых рвов.
Часть нашей молодежи работала на строительстве железнодорожной ветки Саратов – Сталинград. Сто восемьдесят дергачевцев обслуживали эвакогоспиталь № 3299, располагавшийся в Дергачах.
Во время военных действий в Сталинграде на Запасном пути стоял железнодорожный состав ПАМ – передвижные авиаремонтные  мастерские. В Дергачи везли  по железной дороге подбитые истребители из  Сталинграда, и высококвалифицированные специалисты ПАМ ремонтировали их, используя части и базу Дергачевской МТС. Восстановленные самолеты отправлялись в Сталинград «своим ходом».
Сталинград занимал очень важное стратегическое положение. Взятие его и Астрахани открывало дорогу к хлебным районам юга России и кавказской нефти. Через Сталинград шло на юг сообщение с нашими союзниками. Овладев Сталинградом, Гитлер надеялся восстановить силы своей армии и снова ударить по Москве и Ленинграду.
Из Сибири, с Дальнего Востока прибывали новые воинские части и с большими потерями переправлялись на правый берег. Переправы бомбили и обстреливали, а у солдат была тяжелая выкладка, которая в воде тянула на дно. Добравшись до правого берега, воины сразу вступали в бой. Бои шли с невиданной интенсивностью. Каждый рядовой солдат (среднестатистический) жил в этой битве один день и погибал.
Во время бомбардировок была разбита нефтебаза, и нефтепродукты стекали в Волгу и горели. Казалось, что горит вся Волга.
В таких нечеловеческих условиях сто пятьдесят тысяч рабочих сталинградских заводов давали фронту танки, пушки, минометы, включая реактивные минометы – «Катюши», снаряды и тому подобное. Когда уличные бои приближались непосредственно к предприятиям, рабочие с оружием в руках вместе с бойцами отстаивали каждое заводское здание, каждый цех. Рабочие тракторного завода, испытывая только что сделанные танки, нередко вступали в бой с фашистами.
   Беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод и дети, которые  осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.  
   Наша землячка Валентина Григорьевна Ватетина (Валова), жившая в то нелегкое время в Сталинграде, рассказала о своих детских впечатлениях нам на одном из классных часов.
    22 июня 1941 года отец сказал: «Дочка, война!». Валя спросила: «Что такое война?»  Как мог,  он объяснил значение слова шестилетней дочке, а с третьего дня фашисты стали совершать налеты на Сталинград, бомбили город по ночам. Жители выходили из домов, выносили постель и спали под открытым небом, чтобы их не засыпало заживо под развалинами. Небо  было черным от самолетов. На их корпусах и крыльях виднелись белые кресты. Люди спасались в подвалах домов. После бомбежек откапывали выходы на белый свет. Валя видела, как горели заживо люди, проклинали Гитлера, молились Богу. Даже представить невозможно, сколько довелось пережить маленькому ребенку.
         12 сентября 1942 года во время бомбежки Валина мать родила второго ребенка - сына. Женщины, сидевшие в подвале, сочувствовали матери и некоторые предлагали вынести новорожденного наружу и положить на открытом месте – пусть, мол, погибнет. Мать им сказала: «Вы сначала выносите и родите дитя, а потом я посмотрю, что вы скажете». Мальчика назвали Виталием- Виталий Григорьевич Валов.
            Однажды Валя и другие дети видели  молодую женщину, на руках у которой была  маленькая девочка, а за юбку держался мальчик чуть постарше. Вдруг женщина падает замертво, сраженная осколком. Тут родители оттащили своих детей от окошка подвала, чтобы они не видели этого душераздирающего зрелища. Что стало с детьми на улице, Валя не знает.
         Отец Вали, Григорий Васильевич (до войны работал на тракторном заводе) – старый бывалый человек – по возрасту не подлежал военной службе, но не сидел без дела: стриг и брил наших солдат и офицеров, грел им чай. Как-то Валя увидела в разбитое окно людей не в таких, как у наших солдат, касках, сказала отцу, тот сразу узнал немцев. Он быстро оббежал квартиры в доме, собрал разную мужскую гражданскую одежду и велел нашим солдатам переодеться. Форму солдатскую унес и хорошо спрятал: «А то и вас, и нас перестреляют!».
     Война заставила всех ребят быстро повзрослеть, бороться за
жизнь наравне со  взрослыми. Такие дети вели неравный бой со смертью,
и Валентина выиграла этот поединок. Много раз я пыталась представить
себя на месте тех ребят. Задавалась вопросом: а как бы я повела себя на
их месте? К сожалению, я не смогла найти однозначного ответа…
    Мы,  дети  ХХI века,  не  можем  представить  себе  мир  без
материальных благ. Мы привыкли просыпаться под звон будильника, а
не  под  громыхание  взрывающихся  снарядов.  Мы  привыкли  вкусно  и
сытно поесть, а в военные годы люди получали маленький кусочек хлеба
на весь день. Мы засыпаем в тепле и уюте, они ночевали,  где придется.
Уставшие, голодные,  они мечтали не о новых туфельках
или платьице, они мечтали о самом элементарном: поесть, помыться и
отдохнуть. Нам скучны обычные будни, а те дети искренне радовались
каждому дню, ведь в любой миг их жизнь могла оборваться. Пусть это
были жуткие времена, наполненные болью, страхом, смертью, но всё же
они жили,  и каждый в глубине души мечтал о светлом небе над головой,
ярком солнце и мирной жизни.


















Комментариев нет:

Отправить комментарий